«Маскарад» — метафора для всей светской жизни с её пустым блеском, бесцельностью существования, интригами и сплетнями — разворачивается на глазах зрителя почти с пушечной скоростью. Игральный стол, раскручиваемый в самом начале рукой Неизвестного (великолепная работа народного артиста России Бориса Невзорова), — как символ обещания игры, слепого случая, зловещего рока, перед которым все бессильны. Тема фатума усиливается присутствием в пьесе такого персонажа, как Шприх (виртуозно сыгранный народным артистом России Владимиром Носиком). На вопрос Арбенина, кто таков («Видал я много рож, а этакой не выдумать нарочно; улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, Взглянуть — не человек, — а с чёртом не похож»), Казарин (заслуженный артист России А. Вершинин) отвечает: «Какой он нации, сказать не знаю смело: на всех язЫках говорит, верней всего, что жид!».